Разработчик:
Гаджиев Э.А., преподаватель по классу НАГАРА «Детская школа искусств
№2» г.Даг.Огни
Рецензент:
Ходжаев Л. преподаватель по классу Нагара «Детская школа искусств №4»
село Геджух
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.
IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литера
I.Пояснительная записка
1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду «ударные
инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (ударные инструменты)» направлен
на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных
3
инструментах, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление
одаренных
детей
в
раннем
возрасте
позволяет
целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа
рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с
преподавателями.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность
учебного
предмета
«Специальность
(ударные
инструменты)», а также возможность индивидуального подхода к каждому
ученику.
Содержание
программы
художественно-эстетического
развития
направлено
на
личности
приобретения
и
обеспечение
ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
2.
Срок
реализации
учебного
предмета«Специальность
(ударные
инструменты)»для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
«Специальность (ударные инструменты)»:
Таблица 1
4
учебного
предмета
Срок обучения
8 лет
9 лет
5 лет
6 лет
Максимальная учебная нагрузка
1316
1530,5
924
1138,5
559
641,5
363
445,5
757
889
561
693
(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
5.
Цель
и
задачи
учебного
предмета
«Специальность
(Ударные
инструменты)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих
воспринимать,
осваивать
и
исполнять
на
ударных
инструментах
произведения различных жанров и форм в соответствии с программными
требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области
музыкального
исполнительства
и
подготовки
их
к
дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
-
развитие
музыкальных
способностей:
слуха,
эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
5
памяти,
ритма,
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на ударных инструментах;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на ударных
инструментах,
позволяющими
грамотно
исполнять
музыкальные
работы
музыкальным
произведения соло и в ансамбле;
-
обучение
навыкам
самостоятельной
с
материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы.
6.
Обоснование
структуры
программы
учебного
предмета
«Специальность (ударные инструменты)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
распределение учебного материала погодам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
6
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные
аудитории
для
занятий
по
учебному
предмету
«Специальность (ударные инструменты)» должны иметь площадь не менее 9
кв.м и звука изоляцию. В образовательном учреждении создаются условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II.Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
в неделю
32
33
33
33
33
33
33
33
33
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
7
Общее количество
часов на аудиторные
занятия
559
82,5
641,5
Количество часов на 2
внеаудиторные
занятия в неделю
Общее количество
64
часов на
самостоятельные
занятия по годам
Общее количество
часов на
самостоятельные
занятия
Максимальное
4
количество
часов
занятий в неделю
Общее максимальное 128
количество часов по
годам
Общее максимальное
количество часов на
весь период обучения
2
2
3
3
3
4
4
4
66
66
99
99
99
132
132
132
757
132
889
4
4
5
5
132
132
165
165
5
6,5
6,5
6,5
165 214,5 214,5 214,5
1316
214,5
1530,5
Срок обучения – 5 (6) лет
Таблица 3
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий
33
33
33
33
33
33
2
2
2
2,5
2,5
2,5
(в неделях)
Количество
часов
на
аудиторные
занятия в неделю
Общее количество
363
8
82,5
часов на аудиторные занятия
445,5
Количество часов на самостоятельные
3
3
3
4
4
4
занятия в неделю
Общее количество
561
часов на самостоятельные занятия
Максимальное
количество
132
693
часовна
5
5
5
6,5
6,5
6,5
занятия в неделю
Общее
максимальное
количество 165
165
165 214,5 214,5 214,5
часов по годам
Общее
максимальное
количество
924
часов на весь период обучения
214,5
1138,5
Учебный материал распределяется по годам обучения -классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный
для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам ,зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступления;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
-
участие
обучающихся
в
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
Первый класс
Специальность
Консультации
2 часа в неделю
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
9
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен с
устройством инструментов, а также освоить постановку рук и принципы
звука - извлечения. Занятия проводятся как на «подушке», так и
непосредственно на инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные
удары как отдельно каждой рукой, так и в чередовании правой и левой.
Выучить мажорные гаммы до 1 знака, а также трезвучия. Малый барабан:
занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе
обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических
упражнений (четвертей, восьмых, шестнадцатых).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Хрестоматия для и малого барабана. (Составители Егорова Т. и Штейман В.)
М.,1968
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах, ч.1, 1948:
Этюды №№ 1,2, упражнения
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 1
2 вариант
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 2
Второй класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
10
Мажорные и минорные гаммы до 1 знака, трезвучия, арпеджио. Различные
упражнения, развивающие подвижность кистей рук (играть гаммы и
трезвучия дуолями, триолями, квартолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
2-4 этюда (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Продолжение занятий по постановке рук. Освоение несложных
ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две
шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая).
4-5 этюдов(по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Малый барабан
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Бородин А. Полька (Нотная папка ударника. Редактор-составитель БутовГ.,
М.,2005)
Беркович И. Этюд (Нотная папка ударника. Редактор-составитель БутовГ.,
М.,2005)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Беркович И. Этюд
2 вариант
Малый барабан
Купинский К. Этюд №№ 4,5
11
Третий класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Ксилофон
Мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков, трезвучия, арпеджио.
Упражнения в различном движении (играть гаммы, трезвучия, арпеджио,
триолями, квартолями, квинтолями - каждой рукой в отдельности и с
чередованием рук).
3-5 этюдов (по нотам), 4-5 пьес.
Малый барабан
Занятия по развитию технических навыков исполнения на малом
барабане: триоли, шестнадцатые, квинтоли с ускорением. 4-5 этюдов (по
нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Пьесы
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята
Лоншан-Друшкевич К. Краковяк
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Нотная папка ударника. Редактор-составитель БутовГ., М.,2005
Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В.
С.-Петербург, 1999
Примеры программы переводного экзамена
12
1 вариант
Малый барабан
Жилинский А. Весёлые ребята.
2 вариант
Малый барабан
Лоншан-Друшкевич К. Краковяк
Четвертый класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые
триоли, шестнадцатые, четвертные). Упражнения по развитию двоек, чтение
нот с листа.
5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на малом барабане, М., 1958 №№ 6-10
Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Пьесы
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Кабалевский Д. Клоуны
Иордан И. «Охота за бабочкой»
Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец
13
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М.,2005
Купинский К. Этюды № 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Кабалевский Д. Клоуны
2 вариант
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Пятый класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и двуольных ритмов.
Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения
«дроби».
Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел, М., 1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В..
С.-Петербург, 1999
Пьесы
14
Малый барабан
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Кабалевский Д. Марш
Шуман Р. Марш
Бутов Г. Родео
Бутов Г. Первые шаги
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Купинский К.
Этюды №№ 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Бутов Г. Первые шаги
2 вариант
Малый барабан
Бутов Г. Родео
Шестой класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов.
Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения
«дроби». Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-14
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Пьесы
15
Малый барабан
Шуман Р. Марш
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Кабалевский Д. Рондо-Танец
Кабалевский Д. Весёлое путешествие
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М.,2005
Купинский К. Этюды № 1-14, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Кабалевский Д. Рондо-Танец
2 вариант
Малый барабан
Кабалевский Д. Весёлое путешествие
Седьмой класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Развитие навыков исполнения дроби в различных ритмических фигурах
и в нюансах от пиано до форте.
6-10 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958
16
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В..
С.-Петербург, 1999
Пьесы
Малый барабан
Прокофьев С. Тарантелла
Кабалевский. Д. Рондо-Марш
Шуман Р. Смелый наездник
Жилинский Ж. Мышки
Чайковский П. Игра в лошадки
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.
С.-Петербург, 1999
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948:
Этюды №№ 18-24, упражнения
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Прокофьев С. Тарантелла
2 вариант
Малый барабан
Кабалевский Д. Рондо-Марш
Восьмой класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
17
экзаменом учащийся обыгрывает экзаменационную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Малый барабан
Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных
ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте.
6-10 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В., М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.
С.-Петербург, 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В. С.-Петербург, 2002
Пьесы
Малый барабан
Депельснер Ж. Антраша
Невин Е. Эстрадный танец
Прокофьев С. Марш
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Мане Х. Пёс и кот
Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В., С.-Петербург, 2002
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
18
Малый барабан
Депельснер Ж. Антраша
2 вариант
Малый барабан
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Девятый класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики девятого класса играют в году зачет и экзамен(в декабре и мае). В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится
программа с прибавлением пьесы.
Малый барабан
Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных
ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте. Двойки с отскоком с
различными акцентами. Триоли двойками, квинтоли двойками.
6-10 этюдов(по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955
Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958
Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24
Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т.,
Штейман В. М., 1968
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель
Ловецкий В.С.-Петербург, 2002
19
Пьесы
Малый барабан
Шостакович Д. Полька - шарманка
Палиев Д. Этюд
Глазунов А. Град (Вариация № 3 из балета «Времена года»)
Прокофьев С. Меркуцио. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Делеклюз Ж. Подражание № 3
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Составитель
Снегирёв В. М., 1980
КупинскийК. Этюды №№ 1-30, упражнения. (Школа игры на ударных
инструментах. М., 1948)
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка В.Ловецкого,
С.-Петербург, 1999
Маленькие
пьесы для
ударных инструментов и ф-но.
Составитель
ЛовецкийВ.С.-Петербург, 2002
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Палиев Д. Этюд
2 вариант
Малый барабан
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Срок обучения – 5 (6) лет
Первый класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
20
В течение учебного года заниматься постановкой рук, отрабатывать
одиночные удары, а также различные ритмические упражнения (восьмые,
триоли, шестнадцатые).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Малый барабан
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I. М., 1948:
Этюды № 1,2, 3, 4; упражнения
Филиппенко А. «Я на скрипочке играю»
Бородин А. Полька
Игрушечный медвежонок. Английская народная песня
Моцарт В. Юмореска
(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г.2005)
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Бородин А. Полька
2 вариант
Малый барабан
Моцарт В. Юмореска
Второй класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Освоить несложные ритмические упражнения (восьмые, триоли,
шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая,
восьмая с точкой и шестнадцатая).
21
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Малый барабан
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1948:
Этюды № 1-10, упражнения
Жилинский А.Весёлые ребята
Лоншан-Друшкевич К. Краковяк
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
Иордан И. Охота за бабочкой
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Вольфарт Х. Маленький барабанщик
2 вариант
Малый барабан
Иордан И. Охота за бабочкой
Третий класс
Специальность
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые
триоли, шестнадцатые, четвертные), начальные навыки игры «дроби».
Чтение нот с листа. 6-8 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
22
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 1-8
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 1-5
Купинский К Школа для ксилофона. Раздел 1. М., 1958 №№ 5-10
Купинский К. Школа для малого барабана. М.. 1958 №№ 6-12
Пьесы
Малый барабан
Кабалевский Д. Маленький жонглёр
Кабалевский Д. Клоуны
Шуман Р. Марш
Жилинский Ж. Мышки
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и
Штейман В.. М., 1968.
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Кабалевский Д. Клоуны
2 вариант
Малый барабан
Жилинский Ж. Мышки
Четвертый класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Малый барабан
Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов,
триоли каждой рукой по три удара с ускорением для продолжения развития
исполнения «дроби».
Чтение нот с листа, 5-7 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
23
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 9-12
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 6-10
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 11-15
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 13-17
Пьесы
Малый барабан
Кабалевский Д. Марш
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Смелый наездник
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
2 вариант
Малый барабан
Мане Х. Маленькая серая кошечка
Пятый класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
экзаменом учащийся обыгрываетэкзаменационную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Малый барабан
Ритмические соотношения триолей, квартолей, квинтолей, секстолей.
Различные варианты форшлагов. Развитие «дроби» в нюансах от «пиано» до
«форте».
Чтение нот с листа, 10-15 этюдов (по нотам).
Примерный репертуарный список
24
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 13-24
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 № № 11-20
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 16-25
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 18-35
Пьесы
Малый барабан
Чайковский П. Игра в лошадки
Мане Х. Пёс и кот
Прокофьев С. Марш
Невин Е. Эстрадный танец
(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005)
Примеры программы переводного экзамена
1вариант
Малый барабан
Чайковский П. Игра в лошадки
2 вариант
Малый барабан
Мане Х. Пёс и кот
Шестой класс
Специальность
2,5 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится
программа с дополнительной пьесой.
Малый барабан
развитие дроби в нюансах;
размеры: 7/4, 9/4, 11/4;
25
8-12 этюдов (по нотам).
Дальнейшее изучение оркестровых партий и чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 13-24
Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 20-40
Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 16-25
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 35-70
Пьесы
Малый барабан
Шостакович Д. Полька - шарманка
Палиев Д. Этюд
Глазунов А. «Град», Вариация № 3 из балета «Времена года»
Прокофев С. Меркуцио. Эпизод из 3-й части сюиты «Шехерезада»
Делеклюз Ж. Подражание № 2
Делеклюз Ж. Подражание № 3
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Составитель
Снегирёв В. М., 1980
Купинский К.. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948:
Этюды № 1-30, упражнения
Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 39
Палиев Д. Этюд
2 вариант
Малый барабан
Купинский К. Этюд № 40
Делеклюз Ж. Подражание № 2
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
26
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности ударных
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для ударных инструментов, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты,
концерты,
пьесы,
этюды,
инструментальные
миниатюры)
в
соответствии с программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей ударных
инструментов;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,
выполнению
анализа
исполняемых
произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
27
итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее
распространенными
формами
промежуточной
аттестации
являются
контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития
ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических
концертах
и
зачетах.
обязательным для всех.
28
Переводной
экзамен
является
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Специальность (ударные инструменты)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной аттестации).
На
экзаменационную
аттестацию
составляется
утверждаемое
руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое
доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не
позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной
(экзаменационной)
аттестации.
К
экзамену
допускаются
учащиеся,
полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в
соответствующем учебном году.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество владения полным комплексом музыкальных, технических и
художественных задач в рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей
документации.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной
причине (в результате болезни или в других исключительных случаях,
документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти
итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного
учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа,
подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно
29
Положению
о
обучающихся,
порядке
и
освоивших
формах
проведения
дополнительные
итоговой
аттестации
предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств).
2. Критерии оценки
Таблица 4
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение, с
4 («хорошо»)
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием
2
отсутствия домашних занятий, а также плохой
(«неудовлетворительно»)
посещаемости аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и
«зачет» (без отметки)
исполнения на данном этапе обучения.
5 («отлично»)
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При
выведении
итоговой
(переводной)
оценки
учитывается
следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
30
Методическое обеспечение учебного процесса
V.
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым
условием
для
успешного
обучения
на
ударных
инструментах является формирование у ученика уже на начальном
этапеправильной постановки рук и корпуса.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.
При
вспомогательного
освоении
гамм,
материала
упражнений,
рекомендуется
этюдов
применение
и
другого
различных
вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими
средствами
музыкальной
выразительности
–
должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В
учебной
работе
также
следует
использовать
переложения
произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуются
переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы
характерные особенности ударных инструментов.
В
работе
над
музыкальными
произведениями
необходимо
прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1.
Самостоятельные
занятия
систематическими.
31
должны
быть
регулярными
и
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся
педагогических
традиций
в
учебном
заведении
и
методической
целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов
и
должна
строиться
в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным
представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
чтение с листа.
6. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие
домашнюю работу ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность(ударные
инструменты)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным
фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным
программам.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962
2. Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I -М., 1980
3. Венявский Г. Каприс ля минор
32
4. Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III.
- М., 1959
5. Гендель Г. Соната №2 для фортепиано
6. Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III
7. Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. - М.,1955
8. Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986
9. Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, -М., 1965
10. Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. -М., 1951
11. Купинский К. Школа игры на ксилофоне-М., 1952
12. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. -М., 1948
13. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I -М,1957
14. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. М., 1987
15. Лобковский А. Концертная пьеса.- М., 1954
16. Минх Н. Парафраз на темы песен Дунаевского И. для ксилофона и
фортепиано. М., 1966
17. Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956
18. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957
19. Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение
В.Снегирева. - М, 1967
20. Пьесы для ксилофона и фортепиано/ Сост. Снегирев В. - М., 1969
21. Пьесы для ксилофона и фортепиано./ Сост. Снегирев В. - М., 1982
22. Пьесы: Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К. - М.,
1987
23. Пьесы
советских
композиторов
для
ксилофона
и
фортепиано.
Составитель Штейман В. - М., 1968
24. Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т.,
Штейман В. - М., 1970
25. Русские, украинские и белорусские народные песни и пляски в обработке
для балалайки и фортепиано Илюхина А., Красева М.. - М., 1948
26. Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964
27. Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970
33
28. Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970
29. Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..
- Киев, 1980
30. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В.
Штейман. - М., 1985
31. Хрестоматия для ксилофона. / Сост. Блок В. , СнегиревВ.. - М., 1979
32. Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов.
Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1973
33. Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. – М., 1965
34. Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. - Будапешт, 1973
Список рекомендуемой методической литературы
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
2. Арчажникова
Л.
Проблема
взаимосвязи
музыкально-слуховых
представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд.
искусствоведения. М., 1971
3. Барановский
П.,
Юцевич
Е.
Звуковысотный
анализ
свободного
мелодического строя. Киев, 1956
4. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
5. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
6. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7,
М., 1986. С. 65-81
7. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
1994
8. Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54
9. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М.,
1986
10. Логинова
Л.
О
слуховой
деятельности
Теоретические проблемы. М., 1998
34
музыканта-исполнителя.
11. Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
12. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды
кафедры
теории
музыки.
Московская
государственная
консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
13. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М.,2003
14. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.
тр. Вып. 103, М., 1990
35